Виды и характеристика

В состав глины входит каолинита, иллит и другие алюмосиликаты, также в ней есть песчаные примеси и карбонаты.

Чистая порода, как правило, серого цвета, распространены также красные, желтые, синие типы глин. По происхождению данный минерал разделяют на подгруппы.

К глинам данного происхождения относятся наилучшие огнеупорные глинистые породы, которые залегают на дне озер. Плюсом данной породы является то, что в ней содержатся все глинистые минералы.

Глинистый материал в природе широко распространен. Глины разделяют на подгруппы зависимо от минерального состава и диаметра частиц, наличия тех или иных примесей.

Красная

Красный оттенок в естественных условиях придают этой разновидности глинистого материала кислородсодержащие соединения – оксиды феррума, они присутствуют в данной разновидности глины в количестве от 4 до 10 %.

Основные характеристики:

  • Красная глина относится к осадочным породам. Она появляется в природных условиях при нанесении водными потоками размытых пластов.
  • Даная разновидность глинистого материала очень пластична, хорошо разминается, ее эластичность обуславливает применение красной глины в качестве материала для скульптурной лепки, керамики и других гончарных изделий.
  • Готовые изделия из красной глины обладают большой прочностью, износостойкостью.
Гончарная глина
Красная гончарная глина

Белая глина гончарная встречается достаточно часто, ее залежи не редки. Чаще всего она накапливается в лагунах.

  • Белая глина представляет собой достаточно неоднородную массу, в ней имеются многочисленные включения, примеси, органические остатки.
  • При взаимодействии с водой этот сорт глины приобретает светло-серый цвет, а после обжига эта глина превращается в продукт красивого белого цвета. Белая глина очень эластична.
  • В данном сырье практически нет оксидов железа, поэтому белая глина слегка просвечивается. Ее используют для лепки бытовых предметов, кувшинов, декоративных глиняных статуэток.
  • Изделия из белого глинистого сырья часто покрывают глазурью, выдерживая в печах при высокой температуре.

Керамические массы

Этот материал содержит примеси кальция, что обуславливает его высокую пористость.

  • Керамические массы имеют в своём составе каолинит, иллита, алюмосиликаты, примеси песка, карбоната кальция и натрия.
  • Пористые керамические массы принадлежат к осадочным породам. Они в природных условиях образуется в результате наносов водными потоками частиц разрушенных ископаемых пород.
  • Цвет керамической массы, как правило, серый или белый. Иногда можно встретить зеленоватую керамическую массу. Этот глинистый материал хорошо подвергается обжигу при невысоких температурах.

Глина. Заготовка глины для работы.

Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина состоит из одного или нескольких минералов группы каолинита,
монтмориллонита или других слоистых алюмосиликатов (глинистые минералы), но может содержать и песчаные и карбонатные частицы. Образуется в процессе местного
накопления минералов, но большинство из них представляют собой наносы от водных потоков, выпавшие на дно озер и морей.

  Основной источник глинистых пород – это полевой шпат, который при распаде под постоянными воздействием атмосферных явлений образуют каолинит и другие гидраты алюминиевых силикатов.

Глина, встречающаяся в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для
изготовления любого вида керамики — от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины
встречаются редко, поэтому около таких природных кладовых возникают фабрики и заводы по производству керамики, как, например, в Гжели под Москвой, где в свое время была обнаружена белая глина.

Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ можно практически всюду, было бы желание. К тому же небольшое количество глины всегда можно
«исправить» отмучиванием и другими способами. Глина может залегать сразу же под слоем почвы на небольшой глубине. На садовых участках ее можно обнаружить при
различных земельных работах.

Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в откосах и склонах оврагов. В Нечерноземье есть области,
где глина буквально находится под ногами и в сырую погоду на проселочных дорогах превращается в сплошное месиво, вызывая негодование прохожих. Даже из такой
собранной на дороге «грязи» можно лепить, а затем обжигать небольшие декоративные изделия.

Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатайте
между ладонями жгут толщиной примерно с указательный па­лец. Затем медленно согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их
совсем мало, то глина вполне пригодна для работы и, по всей вероятности, в ней содержится 10 — 15% песка.

  Жирной считается глина, содержащая менее 5% песка, в то время как тощая включает в себя до 30% песка. В глину средней жирности входит 15% песка.

Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Высохшая глина отличается от сырой лишь более светлым тоном, но при
обжиге большинство глин резко меняет свой цвет. Исключение составляет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после
обжига остается такой же белой.

Предлагаем ознакомиться  Гидроизоляция конька крыши

Окраска «живой глины», обычно находящейся во влажном состоянии, чаще всего обманчивая. После обжига она может неожиданно
резко измениться: зеленая станет розовой, бурая — красной, а синяя и черная — белой. Как известно, свои игрушки мастерицы из села Филимоново Тульской области
лепят из черно-синей глины.

  Выходы красной железистой глины.

На цвет глины, как в сыром, так и в обожженном состоянии, влияют также находящиеся в ней различные минеральные примеси и соли металлов. Если, например,
в состав глины входят оксиды железа, то после обжига она становится красной, оранжевой либо фиолетовой. По цвету, который приобретает глина после обжига,
различают беложгущуюся глину (белый цвет), светложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, красно-коричневый, коричневый, коричнево-фиолетовый цвет).

  Чтобы определить, с какой глиной приходится иметь дело, из небольшого
куска слепите пластинку или скатайте шарик, который после тщательной сушки обожгите в муфельной печи.

Заготовленную глину положите в ёмкости и залейте водой так, чтобы отдельные ее комочки слегка выступали над поверхностью. Желательно сразу
заготовить как можно больше глины. При изобилии глины расходуется лишь небольшая ее часть, а остальная будет постоянно вылеживаться. Чем больше глина будет находиться во влажном состоянии, тем лучше.

Раньше гончары выдерживали глину на открытом воздухе в так называемом глиннике — специальной яме, стены которой делали из бревен,
плах или толстых досок. Глина должна была пролежать в глиннике не менее трех месяцев, но порой она находилась в открытом хранилище по нескольку лет. Весной и
летом ее обжигали солнечные лучи, осенью обдували ветры и поливали дожди, зимой она замерзала на морозе и оттаивала при оттепели, тогда в нее проникала талая
вода.

Глину, имеющую оптимальную жирность и хорошо вылежавшуюся, достаточно лишь тщательно промять и выбрать случайно попавшие в нее камушки. В былые годы
глину разминали в гончарне или избе на полу, посыпанном песком, который в загадке о горшке назван «топанцем». Нередко проминкой и очисткой глины
занималась вся семья, в том числе и дети.

Глину топтали босыми ногами до тех пор, пока она не превращалась в тонкую пластину, которую тут же скатывали в
рулон. Затем рулон складывали пополам и снова топтали. Когда же глина вновь обретала форму пластины, сворачивали новый рулон. Так повторяли до пяти раз,
пока глина не превращалась в однородную массу, мягкую и податливую, как тесто для пирогов. Кстати, хорошо промятую и очищенную глину, готовую для гончарных работ, так и называют — глиняным тестом.

  Глину, содержащую много песка и посторонних примесей, перед проминкой обязательно очищают просеиванием и отмучиванием.

Если вы решили просеять глину, то разложите ее небольшими комками на деревянном настиле и высушите на солнце (рис.1.1). Зимой глина хорошо сушится на
морозе, разложенная под навесом, куда не попадает снег. Небольшое количество глины можно высушить в помещении, на теплой печи или на батарее центрального
отопления.

Разумеется, чем меньше будут комки, тем быстрее высохнет глина. Высохшую глину ссыпьте в тол­стостенный деревянный ящик и разбейте трамбовкой —
массивным отрезком древесного ствола с укрепленными сверху ручками (рис.1.2). Образовавшуюся глиняную пыль просейте через мелкое сито и удалите из нее
всевозможные примеси в виде камушков, щепок, былинок и крупных песчинок (рис.1.3).

Перед лепкой глиняный порошок замешивают так же, как тесто для хлеба,
доливая время от времени воду и тщательно перемешивая руками глиняную массу. Часть глиняного порошка желательно хранить на тот случай, если глиняное тесто
необходимо быстро сделать более густым, а времени на подсушивание и выпаривание нет. В жидкое глиняное тесто подсыпают необходимое количество порошка, а затем хорошо вымешивают.

Непосредственно перед лепкой, чтобы удалить из вылежавшейся глины пузырьки воздуха и повысить ее однородность, глиняное тесто перебивают и
переминают. Перебивание глины незаменимо в тех случаях, когда глина по каким-либо причинам была недостаточно хорошо очищена и в ней встречаются мелкие
камушки и другие инородные включения.

Обработку начинают с того, что из куска глины скатывают колобок (рис.2.1), который затем приподнимают и с силой бросают
на стол или верстак. При этом колобок слегка сплющивается и принимает форму каравая. В руки берут гончарную струну (стальную проволоку с двумя деревянными
ручками на концах (рис.2.

2)) и разрезают «каравай» на две части (рис.2.3). Подняв верхнюю половину, переворачивают ее срезанной стороной вверх и с силой
бросают на стол. На нее также с силой бросают, не переворачивая, нижнюю половину (рис.2.4). Слепившиеся половинки перерезают сверху вниз струной, затем один из
разрезанных кусков глины бросают на стол, а на него — второй (рис.2.5).

Обработать глиняное тесто можно также с помощью плотницкого струга или же большого ножа (рис. 3). Ком глины тщательно уплотняют с помощью массивной
деревянной колотушки (рис.3.1). Затем его с силой прижимают к столу или верстаку и срезают стругом (рис.3.2а) или ножом тончайшие пластинки (рис.3.26).

Попадающиеся под лезвие всевозможные инородные включения отбрасывают в сторону. Чем тоньше срезаемые пластинки, тем чище и однороднее становится глиняное тесто.
Полученные после строгания пластинки снова собирают в единый ком и уплотняют колотушкой до тех пор, пока он не станет монолитным (рис.3.3). Подготовленный
таким способом ком глины снова строгают. Эти приемы повторяют до тех пор, пока глиняное тесто не станет однородным и пластичным.

Это последняя стадия подготовки глиняного теста, предназначенного для лепки. В руки берут ком глины (рис.4.1) и раскатывают его так, чтобы получился
удлиненный валик (рис.4.2). Затем валик сгибают пополам (рис.4.3) и обминают его так, чтобы опять получился округлый ком (рис.4.4). С этого момента все операции
промина повторяют в той же последовательности несколько раз.

Предлагаем ознакомиться  Картофельные оладьи из сырой картошки

Особенности приготовления гончарной глины самостоятельно

Перед приготовлением необходимо удалить из глины ненужные примеси такие как песок и мелкие камушки. Очистка сырья для гончарного дела проводится методом отмучивания. Вода в глине может играть связующую роль, она находится в химически связанном состоянии между частицами прослоек. Порода без примесей представляет собой массу с минимальным диаметром частиц. Данный материал очень пластичен.

Приготовить гончарную глину для лепки в домашней мастерской не составит большого труда. Но для производства гончарной глины своими руками нужно запастись терпением. Специалисты рекомендуют разминать глину небольшими кусочками, постепенно добавлять следующие порции. Глина, как и все живые материалы, очень любит тепло рук, поэтому не жалейте своего тепла.

Поиск и добыча

Способы обработки глины

Глина, пригодная для гончарных работ, распространена повсеместно, это естественно, так как она относится к осадочным породам, и является, по сути, измельченными до порошкообразного состояния скальными породами.

  • Залежи глины могут располагаться по берегам рек и озер. Выходы ископаемого на поверхность достаточно многочисленны. Качественная огнеупорная глина и каолин встречаются намного реже.
  • Добыча глины ведется карьерным способом. Карьеры бывают разной глубины. Зачастую в одном месторождении залегает несколько разновидностей глины.
  • Добыча глины производится экскаваторами. Так как залегает она послойно, то срезку лучше проводить пластами различной толщины.
  • Выработку ведут до тех пор, пока техника не достигнет пласта залегания суглинка, после чего экскаваторы направляют в другие места залежей горной породы.
Гончарная глина
Гончарная глина может располагаться по берегам рек и озер

Измельчение

Глинистый материал имеет слоистое строение, состав и качества глины из различных слоев может быть разным. Для усреднения качества гончарной глины используют процедуру измельчения и другие виды обработки сырья.

Предварительная подготовка улучшает состав и характеристики глины, позволяет повысить качество сырья.

Первым делом необходимо хорошенько высушить глину, дабы она могла легко развестись в воде. После того как она достаточно высохнет ее необходимо раздробить на куски.

Получение шликера

Очистка сырья проводится методом отмучивания. Вода в глине играет связующую роль, она находится в химически связанном состоянии между частицами прослоек.

Шликер – это отмученная жидкая глина, используемая при литье глиняных изделий. Также шликерная масса применяется для соединения частей керамических изделий.

Для получения шликера в большую ёмкость кладут измельченную глину, тщательно разминают комки, удаляют остатки растений, веточки и прочий мусор. При постоянном перемешивании в сырье вливают тоненькой струйкой воду. Производят замес в бадье.

  • Шликер – это разведенная до текучего состояния глина с добавками специальных веществ, способствующих разжижению. Чтоб приготовить шликер, в воду добавляют дефлокулянт и часть пылеобразной глины, после этого смесь интенсивно перемешивают.
  • В полученную суспензию поэтапно вводят оставшуюся сухую глину и воду.
  • Вся сухая глина должна разойтись в воде. После этого процесс приготовления шликера считают завершенным. При смешивании материала с водой образуется масса, похожая на тесто

Фильтрование

Процесс фильтрования и отстаивания проводят так:

  1. После измельчения глину надо положить в достаточно глубокую тару и залить водой. Воды должно быть ровно столько, чтобы после того, как глина в ней разведется, она по плотности была как молоко.
  2. После этого необходимо ждать, пока глина полностью разойдется в воде. Время, которое на это понадобится, зависит от типа глины, который выбрали. После этого глиняную смесь следует тщательно перемешать и оставить в покое на десять минут.
  3. Тяжелые примеси осядут, а глина с водой окажется сверху. Глину, растворенную в воде, нужно аккуратно перелить в другую емкость.
  4. Через некоторое время глина осядет на дно. Процесс может занять от одного до двух часов. Прозрачную воду нужно аккуратно слить.
  5. Мокрую глину нужно переложить в специальную форму для удаления лишней влаги. В качестве формы можно использовать гипсовую емкость или посудину с несколькими слоями газеты на дне. Влажную глину нужно оставить в форме на «дозревание».
Гончарная глина
Фильтрация гончарной глины

Введение добавок

Очищение глины - отмучивание

Добавки вводят для придания материалу различных цветовых оттенков. Разноцветная глина – это материал, который содержит оксиды металлических элементов или пигменты, и представляет собой однородную смесь.

  1. При проникновении в толщу материала пигментов некоторая часть их остаётся во взвешенном состоянии, при этом однородность тона сырья нарушается.
  2. Природные пигменты придают глине тот или иной оттенок, их разделяют на две категории: оксиды металлических элементов и собственно красящие вещества.
  3. Оксиды – это природные компоненты натурального происхождения, образующиеся в толще кары земли. Данные вещества подвергают очистке и тонкому измельчению. Для придания глине той или иной окраски чаще всего используют оксид меди. Это вещество в процессе обжига в результате процесса окисления приобретает зеленоватый оттенок.
  4. Для придания материалу синего оттенка применяют оксиды кобальта. Соединения хрома обеспечивают цвет оливок, а соединения магния и никеля – коричневый и серый соответственно.

Глину после введения добавок тестируют на растрескивание. Из глины с добавками делаются образцы в виде лепешки и небольшого шарика, которые сушат в естественных условиях, а затем испытывают на падение с высоты одного метра. Качественный образец не раскалывается при падении и лепешка из глины не растрескивается.

Сушка глиняных изделий.

Сушка — довольно длительный процесс. Поспешность может свести на нет всю предыдущую работу: при быстрой сушке изделие покрывается
многочисленными трещинами и коробится. На первом этапе сушки влага из изделия должна испаряться как можно медленнее. В первые дни посуду и игрушки народные
мастера сушат в помещении или под навесом в тихом заветренном месте, где не бывает сквозняков.

Предлагаем ознакомиться  Почему листья у помидор желтеют листья причины и способы лечения

Изделие, имеющее сложную форму с множеством деталей, сушить нужно с особой осторожностью, например, опустив в какую-либо металлическую посудину или
коробку, прикрыв ее сверху газетным листом. Крупное изделие можно покрыть сверху сухой тряпкой. На вторые сутки тряпку снимают, но продолжают сушить изделие в
тени.

Примерно на четвертые сутки средних размеров изделие можно досушивать на печи или на батарее центрального отопления. Высохшая глина приобретает
достаточно высокую прочность, необходимую для дальнейшей обработки. Перед тем как подвергнуть обжигу, каждое изделие нужно тщательно осмотреть. Если будут
обнаружены трещины, их необходимо тщательно заделать.

Трещину смачивают водой и замазывают мягкой глиной. Кроме трещин, на изделии могут оказаться всевозможные
неровности, случайные наслоения, приставшие к поверхности глиняные крошки и мелкие царапины. Испорченные участки нужно обработать циклей и зачистить
мелкозернистой наждачной бумагой, а затем удалить глиняную пыль широкой кистью или щеткой.

  Для придания изделию блеска применяют лощение. Один из древних способов лощения очень прост. Поверхность подсохшего изделия натирают любым гладким предметом, уплотняя верхний слой глины до появления блеска.

После обжига блеск становится сильнее. Лощеную посуду можно смело использовать в хозяйстве, так как она достаточно влагоустойчина. На Руси лощеную
посуду с декоративной целью дополнительно подвергали чернению. Для этого в конце обжига в печь бросали какое- нибудь дымящее топливо, например, вар. Впитывая
дым, сосуды становились черными, сохраняя блеск. Есть еще один способ чернения посуды. Раскаленную керамику бросают в опилки или в рубленую солому.

Обжиг глины.

  С древности, гончары врезали свой горн для обжига глины на небольшом склоне. Как это, примерно, выглядело, вы можете видеть на рисунке, на котором горн нарисован в разрезе.

Принципиальная схема горна для обжига глины, в разрезе, вид сбоку.

  В современных технологиях обжига глины, в большинстве своём используют электрические муфельные и различные камерные печи, которые без труда достигают температуры в 950 и выше градусов.

  Электрическая лабораторная муфельная печь широкого назначения. Максимальная температура до 950°C. Мощность 1 – 1,5 кВт. Загрузка муфеля объёмом
до 10 л. Такие печи с успехом можно использовать и в обычной городской квартире.

Максимальная температура обжига для простых изделий – 950°C. Большие температуры используют для фаянса (до 1250°C) и фарфора (до 1420°C). Изделие
нельзя сразу обжигать при такой температуре, ее надо поднимать постепенно, плавно, не допуская скачков, примерно на 100°C в час. Таким образом в первые два
часа температура в печи должна достигнуть 300°C и ее следует так же плавно поднимать до 500°C.

Понижать температуру в печи опять же необходимо постепенно, без скачков. Скорость понижения температуры не должна превышать 60°C в час и лишь
при достижении 400°C в печи, скорость понижения температуры можно немного ускорить. Доставать готовое изделие допускается при 60°C, а в случае если
изделие покрыто глазурью – при 40°C. Причем выкладывать готовые изделия следует в специально приготовленную для этого посуду.

  Но что делать тому, кто хочет просто слепить из глины прямоугольный параллелепипед и обжечь его. Затем поднять над головой и провозгласить: “Я
сделал кирпич!”? Именно для этого и существуют «другие технологии».

Подготовка глины - отмучивание

После обжига глина становится керамикой, но происходит это при температуре 500-900°C, то есть глину надо поместить в такое место, в котором как
минимум 500°C. Длительность обжига зависит от температуры – чем меньше температура, тем дольше надо обжигать глину. Но все равно на обжиг глины уйдет минимум 8-12 часов.

  Когда глина после обжига стала керамикой ее можно дополнительно покрыть глазурью и еще раз обжечь.